Новости
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков,особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.
- СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРО ЕГЭ
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.
После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.
Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора
Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.
На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Подробная информация о порядке организации и проведения ГВЭ.
Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья
При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК, полученное выпускником до 1 марта, необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал госдарственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!
Инструкция для участников ОГЭ - Открыть
Инструкция для участника ЕГЭ - Открыть
Инструкция для участника ГВЭ - Открыть
Экзамены - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ОГЭ или ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго
15 советов психолога старшекласснику, сдающему экзамен:
Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней. Экзамен – это важный этап в твоей жизни, но не последний!
Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний.
В процессе непосредственной подготовки к экзамену задействуй разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание материала).
Проиграй несколько раз ситуацию экзамена дома (с часами и бланками для ответов).
Главное перед экзаменом – выспаться!
Не стоит принимать перед экзаменом сильнодействующие успокоительные средства.
Будь уверен в себе: ты знаешь все, что знаешь. (Кстати, чем больше ты знаешь, тем больше волнуешься – это доказано психологами!).
Если у тебя есть маленький талисманчик, возьми его с собой. Он тебе поможет.
Во время экзамена не воспринимай возникшее волнение как катастрофу.
Просто пережди первую растерянность.
Прочитай все задания и реши, в какой последовательности ты будешь их выполнять.
Помни: лучший способ снять стресс – юмор.
Используй такие формулы самовнушений:
Я уверенно сдам экзамен.
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.
Я с хорошим результатом пройду все испытания.
Я спокойный и выдержанный человек.
Я смогу справиться с заданием.
Я справлюсь.
Я должен сделать то-то и то-то....
Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.
В день перед экзаменом
Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ
- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.
- Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.
- Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией.
- Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.
- Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.
- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.
- Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.
- При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.
- Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.
- Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Подготовка к экзамену
- Подготовь место для занятий;
- Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
- Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
- Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
- Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;
- Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
- Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
- Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
- Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.
Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
- Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
- Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
- Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.
- Начни с лёгкого!
- Думай только о текущем задании!
- Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
- Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.
- Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!
Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей
- Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;
- Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;
- Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;
- Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;
- Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;
- Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
- Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество потребляемых «фаст фудов".
ЕГЭ для участников с ограниченными возможностями здоровья
Участники единого государственного экзамена с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Участники с ограниченными возможностями здоровья
К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Выпускники XI (XII) классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть единый государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22.01.2013 № 24 "Об утверждении сроков, единого расписания, формы и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2013 году": Скачать, посмотреть
Существуют специальные правила организации ЕГЭ для выпускников 11 классов с ограниченными возможностями здоровья.
Условия проведения ЕГЭ
Условия организации и проведения ЕГЭ для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.
Для определения необходимых условий проведения ЕГЭ выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ЕГЭ должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- справку об установлении инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга (ЦПМПК)
Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 46, литер А, Телефон для записи: 314-13-12
Требования к оборудованию пункта проведения ЕГЭ
Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ЕГЭ с ОВЗ не должно превышать 12 человек. Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ОВЗ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.
Участники ЕГЭ с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами: это могут быть медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи. Слепые участники ЕГЭ могут иметь при себе письменный Брайлевский прибор, слабовидящие участники ЕГЭ - лупу или иное увеличительное устройство.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, которые оказывают участникам ЕГЭ с ОВЗ необходимую техническую и медицинскую помощь. Например, они помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и т.д.
Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Требования к аудитории в ППЭ
- для участников ЕГЭ с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
Количество участников ЕГЭ в одной аудитории в таких случаях должно быть не более 6 человек.
При отсутствии лифтов аудитория, где будет проводиться экзамен, располагается на первом этаже. Должно быть предусмотрено наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту, наличие специальных кресел и других приспособлений.
- для глухих и слабослышащих участников ЕГЭ
Аудитории для проведения экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Перед началом экзамена всем участникам ЕГЭ должны быть розданы оформленные в печатном виде правила по заполнению бланков ЕГЭ.
В аудитории должен быть ассистент-сурдопереводчик, осуществляющий при необходимости жестовый перевод и разъяснение непонятных слов.
Для рассмотрения апелляций глухих и слабослышащих участников ЕГЭ конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации также должна привлечь к своей работе сурдопереводчика.
- для слепых участников ЕГЭ
Количество выпускников в аудитории для слепых участников ЕГЭ не должно превышать 6 человек.
В пунктах проведения ЕГЭ должно быть предусмотрено достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренной тетради.
Если перенос ответов слепых участников ЕГЭ на бланки ЕГЭ осуществляется в пункте проведения экзамена, то в нем должно быть подготовлено специальное помещение для работы комиссии тифлопереводчиков.
Рекомендуется формировать отдельные аудитории для слепых и слабовидящих участников ЕГЭ. Допускается рассадка слепых и слабовидящих участников в одну аудиторию в случае небольшого количества участников.
Для рассмотрения апелляций слепых участников ЕГЭ конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации должна привлечь к своей работе тифлопереводчика.
- слабовидящих участников ЕГЭ
В пунктах проведения ЕГЭ должна быть предусмотрена возможность увеличения (копирование в увеличенном размере) бланков ЕГЭ до формата А3.
В аудиториях для проведения экзаменов должно быть предусмотрено наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 лк.
После окончания экзамена происходит перенос ответов участников экзамена с масштабированных (увеличенных) бланков на стандартные. Это должно быть сделано в присутствии общественных наблюдателей и уполномоченного представителя Государственной экзаменационной комиссии в полном соответствии с заполнением участников экзамена. На стандартном бланке после окончания процедуры переноса данных организатор пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
В случае обнаружения конфликтной комиссией субъекта Российской Федерации ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ЕГЭ на бланки ЕГЭ конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких участников ЕГЭ проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ЕГЭ стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами.
"Иностранный язык (Говорение)"
На официальном портале ЕГЭ раздела можно пройти тренировачное тестирование по разделу "Говорение" ЕГЭ.
https://injaz9.ru/ - Тренировочная версия станции записи устных ответов.
Уважаемые обучающиеся! В целях ознакомления участников ЕГЭ с процедурой проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам ("Говорение") Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) создан отдельный раздел на официальном портале ЕГЭ, где все желающие могут пройти тренировочное тестирование: https://injaz11.ru/training
Плакаты 11 класс - Открыть
Распоряжение КО. Конфликтная комиссия ГИА СОО - Открыть
Нормативные документы:
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Письмо Рособрнадзора от 26.12.2023г. №04-410 «Об обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных»
- Распоряжение Рособрнадзора от 16.07.2019 № 1122-10 «Об утверждении методики определения минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» (в редакции от 15.04.2022 № 970-10)
- Письмо Рособрнадзора «По вопросу участия в экзаменах по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее (по окончании X класса)» №10-974 от 05.11.2019 года
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.02.2023 № 131/274 "Об утверждении особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условий допуска к ней в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах"
- Приказ Минпросвещения России от 18.09.2023 № 691 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в общеобразовательных организациях, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024/2025 учебный год"- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 №546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (с внесенными изменениями от 16.11.2023)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № 730 "Об утверждении Порядка и условий выдачи медалей "За особые успехи в учении" I и II степеней" - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № 729 "Об утверждении образцов и описаний медалей "За особые успехи в учении" I и II степеней" - Приказ Минпросвещения России от 13.10.2023 №767 «О внесении изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года №457»
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2022 № 758 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2023/24 учебный год"
- Порядок разработки, использования и хранения КИМ при проведении ГИА
Региональный уровень:
- Порядок обращения в ЦПМПК для получения рекомендаций по прохождению ГИА
- Письмо Министерства просвещения РФ от 30 октября 2023 г. N 03-ПГ-МП-40715 "О рассмотрении обращения"
Районный уровень:
Школьный уровень:
- Приказ о назначении ответственного за проведение ГИА в 2023-2024 уч.году - Открыть Директор Тихонова Галина Александровна 12 сентября 202 12:24
- Приказ об утверждении циклограммы, плана мероприятий по организации и подготовке к ГИА-2024 - Открыть Директор Тихонова Галина Александровна 12 сентября 202 12:24
- Циклограмма мероприятий по подготовке ГБОУ СОШ №512 к ГИА по программам основного общего и среднего общего образования, мониторинговых исследовани качества образования в 2023/2024 гг. - Открыть Директор Тихонова Галина Александровна 12 сентября 202 12:24
- План мероприятий по организации и подготовке к проведению ГИА в 2023-2024 уч.году - Открыть
Выбор предметов ЕГЭ:
Обязательными для всех выпускников являются два экзамена в виде ЕГЭ:
- русский язык,
- математика.
Для подтверждения освоения школьной программы и получения аттестата нужно набрать по каждому из них, то количество баллов, которое было бы не меньше порога, установленного Рособрнадзором.
Предметы по выбору:
- Литература
- Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (Информатика и ИКТ)
- История
- Обществознание
- География
- Биология
- Физика
- Химия
- Порядок проведения ЕГЭ
Порядок проведения экзамена ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам в субъектах Российской Федерации:
- начинается в 10.00 по местному времени;
Продолжительность:
- по математике профильного уровня, физике, литературе, биологии, информатике — 3 часа 55 минут (235 минут);
- по русскому языку, химии, обществознанию, истории — 3 часа 30 минут (210 минут);
- по математике базового уровня, географии — 3 часа (180 минут)
- по иностранным языкам (кроме раздела "Говорение") — 3 часа 10 минут (190 минут);
- по иностранным языкам (раздел "Говорение") — 17 минут;
На ЕГЭ разрешается пользоваться следующими дополнительными устройствами и материалами:
- по математике — линейкой, не содержащей справочной информации, для построения чертежей и рисунков;
- по физике — непрограммируемым калькулятором, обеспечивающим выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), а также не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступ к сетям передачи данных (в том числе к сети Интернет), линейкой для построения графиков, оптических и электрических схем;
- химия — непрограммируемым калькулятором, периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов;
- по географии — линейкой для измерения расстояний по топографической карте, непрограммируемым калькулятором, транспортиром, не содержащим справочной информации, для определения азимутов по топографической карте;
- по иностранным языкам — техническими средствами, обеспечивающими воспроизведение аудиозаписей, содержащихся на электронных носителях, для выполнения заданий раздела «Аудирование» КИМ ЕГЭ; компьютерной техникой, не имеющей доступа к сети Интернет, аудиогарнитурой для выполнения заданий раздела «говорение» КИМ ЕГЭ.
- единые правила проведения
Информационные ресурсы и материалы о проведении ЕГЭ
Информационные ресурсы
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (РОСОБРНАДЗОР)
- Официальный информационный портал единого государственного экзамена
- Федеральный институт педагогических измерений
- ФГБУ «Федеральный центр тестирования»
- Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов в Санкт-Петербурге
- Районный сайт поддержки ЕГЭ
- Открытый банк заданий ЕГЭ
Полезные ссылки
- Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
- Портал информационной поддержки единого государственного экзамена по Санкт-Петербургу
- Портал системы образования Невского района
- Адреса сайтов в сети Интернет, электронной почты и телефонов горячей линии Рособрнадзора, организации, уполномоченной Рособрнадзором на организационное и технологическое обеспечение организации и проведения ЕГЭ
Информационные материалы
Сайт ТПМПК невского района Санкт-Петербурга: http://nevapmsc.ru/about/tpmpk.html
Адрес: ул. Новосёлов, д. 11А.
Режим работы: Понедельник-пятница с 10:00 до 18:00 (по графику).
Контактные телефоны: 409-72-01, 409-72-02.
Адрес электронной почты: komis.nev@mail.ru
Телефоны «горячей линии» по вопросам ЕГЭ в Санкт-Петербурге: 576-18-76, 576-18-74, 576-34-40.
Пункт регистрации выпускников прошлых лет.
- Адрес: ул. Бабушкина, д.42, корп.4, Санкт-Петербург, 192171
- Телефон для справок: 411-93-11
- Адрес электронной почты: ege@nevarono.spb.ru
График работы:
- Вторник 14:00-17:00
- Среда 14:00-17:00
- Четверг 10:00-13:00
Координаторы ЕГЭ в Невском районе:
Громова Нина Юрьевна, главный специалист отдела образования администрации Невского района Санкт- Петербурга, кабинет 33
телефон: 417-37-42, приемный день: четверг, 15.00-18.00
Индивидуальные консультации по вопросам ЕГЭ
Проводятся заместителем директора по учебно-воспитательной работе Рязановой Н.В. по четвергам.
Время консультаций: 15.00 – 17.00
Контактный телефон: 417-27-21
Телефон «горячей линии» - 417-27-21 (среда, 09.00-10.00)
Итоговое сочинение в 2022-24 уч.году:
По согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу.
Открытый банк итогового изложения пополнен новыми текстами.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.
На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения (уточнена)
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения (уточнены)
3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года (обновлен)
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (без изменений)
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/22 учебного года
Информация о государственной (итоговой) аттестации обучающихся в 11-х классах в 2024 году
Нормативно-правовое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования, проводится с использованием контрольных измерительных материалов.
К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план.
В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программ основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 N 491, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации.
- Плакаты ЕГЭ: Смотреть... Скачать...
Информация о государственной (итоговой) аттестации обучающихся в 11-х классах в 2023 году
Нормативно-правовое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования, проводится с использованием контрольных измерительных материалов.
К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план.
В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программ основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 N 491, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации.
На сайте ФИПИ в разделе Итоговое сочинение опубликованы открытые направления тем итогового сочинения 2022-2023 учебного года, а также комментарий к ним, подготовленный специалистами ФИПИ.
- http://gmpmpk.ru/gia- Порядок обращения в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию для получения рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации.
- http://nevarono.spb.ru/ege.html- страница ГИА на сайте ИМЦ Невского района.
- https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege- ФИПИ. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2024 г.
- https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - ФИПИ. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2024 года
- Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района: http://www.nevapmsc.ru/.
- Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ - Презентация Березиной Д.В., психолога ППМС-центра
ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)
- Приказ Минобрнауки России от 04.04.2023 №233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» - Открыть
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.10.2018 № 10-815 «О направлении уточненных методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2018/2019 учебном году».
- https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie - ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)
ПОДАЧА АПЕЛЛЯЦИИ: Посмотреть...
Уважаемые обучающиеся! В целях ознакомления участников ЕГЭ с процедурой проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам ("Говорение") Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) создан отдельный раздел на официальном портале ЕГЭ, где все желающие могут пройти тренировочное тестирование: https://injaz11.ru/training
Выпускники прошлых лет подают заявления в пункт регистрации по месту проживания или прописки.
Пункт регистрации ВПЛ в Невском районе
- Изменение в КИМ ЕГЭ 2024-2025 учебного года
- План мероприятий по подготовке и проведению ГИА в 2024-2025 учебном году
- Циклограмма мероприятий по подготовке и проведению ГИА в 2024-2025 учебном году
-
Итоговое собеседование
-
ОГЭ
-
ЕГЭ
- Сдача ЕГЭ с особыми условиями
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2025 году (программа основного общего образования)
-
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение ГИА-2024
Ответственный за организацию и проведение ГИА в школе:
заместитель директора по УВР
к.т. (812) 446-15-46
Индивидуальный итоговый проект (ИИП)
- ИИП - это одна из форм промежуточной аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации - Подробнее...
- Индивидуальный итоговый проект - Презентация - Смотреть
- Шаблон проекта - Открыть
- Советы перед защитой проекта - Открыть
- Оценочный лист индивидуального проекта - Открыть
Выпускники прошлых лет подают заявления в пункт регистрации по месту проживания или прописки.
Пункт регистрации ВПЛ в Невском районе
- ГОУ ДППО ЦПКС Научно-методический центр Невского района.
- Адрес: ул.Бабушкина, д.42, к. 4, литер А (кабинет 202).
- Вторник-четверг, 11.30-16.00.
- Справки по телефону: 568-16-12.
Уважаемые родители и педагоги!
В соответствии с 45 статьей Федерального закона от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в нашем учреждении создана Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
В Комиссию избраны:
Председатель: Балюк Елена Витальевна, зам.директора по УВР
Секретарь: Касьянова Анна Алексеевна, заведующая ОДОД
Члены Комиссии:
- Мельник Ю.Л. - педагог-психолог школы
- Кошелева А.А. - родитель обучающегося 5 класса
- Карабанова Е.В. - председатель Совета родителей школы
Как обратитья в комиссию:
- По телефону: 446-15-46
- По электронной почте: school512@mail.ru
- В концелярию школы: I этаж кабинет №7
Подать заявление в Комиссию Вы можете секретарю школы с 9.00 до 16.00 (кабинет № 7) Елизаровой Ольге Адександровне.
За консультацией по вопросам работы Комиссии Вы можете обратиться к председателю, Балюк Елене Витальевне, зам.директора по УВР, по вторникам с 15.00 до 18.00 (кабинет № 29) или по телефону 446-15-46.
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - Открыть
Приказ о составе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в 2023-2024 учебном году - Открыть
В компетенцию Комиссии входит рассмотрение следующих вопросов:
- прием в образовательное учреждение;
- охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса;
- конфликты между участниками образовательных отношений;
- организация образовательного процесса;
- оказание платных услуг;
- сбор благотворительных средств;
- качество образования;
- перевод (отчисление/восстановление) обучающихся в ОУ;
- начисление заработной платы работникам;
- нарушение должностных обязанностей работниками ОУ;
- финансовая деятельность ОУ;
- итоговая аттестация обучающихся;
- обеспечение обучающихся учебниками
Нормативные документы - Открыть
Конвенция о правах инвалидов - Открыть
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - Открыть
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" - Открыть
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - Открыть
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" - Открыть
Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи" - Открыть
Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624) - Открыть
Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" - Открыть
Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" - Открыть
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации» - Открыть
Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 29.09.2015) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.2016) - Открыть
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 (ред. от 19.02.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" - Открыть
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" - Открыть
Приказ о назначении ответственных лиц за работу с инвалидами (детьми-инвалидами) в 2021/2022 уч.году - Открыть
Приказ о назначении ответственных за организацию работы по обеспечению доступности школы и услуг для инвалидов - Открыть
Приказ об утверждении локальных актов по обслуживанию детей-инвалидов (инвалидов) в порядке организации доступности объекта и предоставляемых услуг, а так же порядка оказания помощи в ГБОУ СОШ № 512 - Открыть
Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а так же оказания им при этом необходимрй помощи - Открыть
Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг - Открыть
Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и инструктаж персонала в учреждении - Открыть
Выбор модуля
С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)
Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в школе проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля.
При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами.
В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. - просьбы отклоняются со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием. В этом случае родители (законные представители) обучающегося должны обратиться к руководителю (директору) образовательной организации лично или с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается руководителем (директором) образовательной организации по согласованию с педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Изменение выбора должно быть оформлено новым заявлением от родителей (законных представителей) обучающегося, которое также должно сохраняться в образовательной организации, вместе с их первоначальным заявлением.
Основные особенности изучения курса ОРКСЭ в СОШ № 512:
- Преподают курс учителя, в обязательном порядке прошедшие переподготовку и обучение;
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1) Отечество
2) семья
3) культурная традиция
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса:
- - Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
- - Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
- - Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
- - Класс делится на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
- - Предусматривается, что на нескольких последних уроках обучающиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
- - Связь курса со школьными науками (предметами):
- окружающий мир;
- история;
- обществознание;
- литература.
- Курс изучается в течении всего учебного года по 1 часу в неделю.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально -нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В 2010 году были выпущены учебные пособия по всем модулям и их электронное сопровождение:
- Кураев А. В. Основы православной культуры, 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
- Латышина Д. И. , Муртазин М. Ф. Основы исламской культур. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
- Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
- Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010
- Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
- Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
Положительные эффекты
Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам.
Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.
Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.
Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р устанавливается норма об обязательном изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю в течение всего учебного года) во всех общеобразовательных организациях всех субъектов РФ., что было закреплено инструктивно-нормативным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
Согласно приказу Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменено на «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная область и преподаваемый в этой области предмет в 4 классе теперь называются одинаково.
Образовательные организации самостоятельно формируют собственные основные образовательные программы школ (составной частью которых является учебный план) на основании ФГОС НОО, руководствуясь нормами Федерального закона, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России, с учетом примерной основной образовательной программы (в том числе и в части предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»).
Основы религиозных культур и светской этики
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уровне начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на уровне основной школы;
- развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.
Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312» (утратил силу в связи с переходом на ФГОС 2009 года).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
Приказ Министерства образования и науки от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253, Москва. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (2014/2015 учебный год).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года №08-516 «О реализации курса ОРКСЭ»
Этапы реализации курса
С 2009 года были реализованы мероприятия по тематике ОРКСЭ (С 2009 года реализация курса ОРКСЭ осуществлялась в три этапа):
1 этап – 2009-2011 гг. Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 21 субъекте Российской Федерации.
2 этап – 2011-2014 гг. Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий посредством федерального Internet-портала http://orkce.org, осуществляющего организационно-методическое и информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ. Внедрение комплексного учебного курса ОРКСЭ сопровождалось также его нормативно-правовым обеспечением и поддержкой.
3 этап – 2014-2015 гг. Сопровождение реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации с учетом разработанной ранее системы поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно коммуникационных технологий.
Третий этап реализации курса ОРКСЭ предполагает осуществление координационной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и иными субъектами системы образования в части:
- осуществления осознанного выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей курса ОРКСЭ;
- осуществления эффективного обеспечения изучения курса ОРКСЭ (организационного, материально-технического и кадрового);
- проведения мероприятий по изучению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации.
Проведение координационных работ на третьем этапе сопровождения комплексного учебного курса ОРКСЭ должно способствовать его преподаванию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального основного общего образования (далее – ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В современном обществе особое внимание нужно обратить на формирование законопослушного поведения. С этой целью в ГБОУ школе №512 организована и проводится профилактическая работа.
Контроль за работой по данным направлениям осуществляет совет по профилактике правонарушений Положение о Совете профилактике правонарушений
Норматиная база (противодействие идеологии терроризма и экстремизма). Смотреть
Направления Единой модели профориентации
Билет в будущее - это проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование»
ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ
Ответственный специалист за реализацию проекта в школе и развитие профориетационного направления
Казакова Светлана Сергеевна - заместитель директора по воспитательной работе
Ответственные специалисты за реализацию профориентационных занятий через внеурочную деятельность и модуль рабочей программы воспитания "Школьный урок"
Балюк Елена Витальевн - зам.директора по учебно-воспитательной работе 1-4 классы
Кулагина Светлана Иосифовна - зам.директора по учебно-воспитательной работе 5-7 классы
Ответственные специалисты за реализацию профориентационных занятий через объединение отделения дополнительного образования детей (ОДОД)
Касьянова Анна Алексеевна - заведующая ОДОД,
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
2023-2024 учебный год |
|
2024-2025 учебный год |
1 четверть |
ВРЕМЕННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО (ОТ 14 ЛЕТ) |
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ |
|
В 2022-2023 учебном году наша школьная команда, в состав которой вошли Ставер Варвара, Васильков Виктор, Байрамбекова Карина, Олифиренко Ася приняла участие в региональном чемпионате "Тургентская деятельность. Юниоры". Байрамбекова Карина и Олифиренко Ася заняли на чемпионате 3 место. |
|
В 2022-2023 учебном году Сабаев Артём вместе с классным руководителем, учителем начальных классов Анастасией Алексеевной Шируновой принял участие в региональном чемпионате"Искатели профессий" в компетенции «Преподавание в младших классах 6-8 лет», на котором занял 2 место. Организатором конкурса выступили специалисты ГБНОУ "Академия цифровых технологий". | |
В апреле 2022 года Камилла Мухаметгалина, обучающаяся 6 "В" класса, приняла участие в городском фестивале "На пике моды", организатором которого выступил сетевой партнёр школы по профориентационной работе - Колледж Петербургской моды. | |
Если вас интересует вопрос, связанный с выбором профессии, то тогда этот сайт будет полезен: http://pkp.r21.spb.ru/test/. Предлагаем пройти тестирование на профориентацию. Прохождение таких тестов помогает понять кем стать в будущем, а также определить профессиональные сферы, которые наиболее соответствуют вашим интересам и способностям.
Выбор профессии: ссылки на Профориентационные ресурсы
Вебинары для тех, кто задумывается о своем профессиональном будущем.
«Как психологически подготовиться к экзамену» Советы школьникам и родителям
Фильм «Формула выбора профессии»
Консультация психолога Людмилы Петрановской (Видеоконсультация для родителей "Как воспитывать современных подростков")
• Консультации по выбору профессии (определение способностей): тел.314-72-45
• Медико-психологические консультации: тел.314-74-28
• Информация о профессиональных учебных заведениях: тел. 571-42-74
Адрес: Вознесенский пр., д. 25/78, ст. метро "Садовая"
Предлагаем Вашему вниманию информацию об учреждении "Центр профориентации "Про Мир", предметом деятельности которого является помощь в профессиональном самоопределении обучающихся и развитии детского познавательного туризма в Санкт–Петербурге. Адрес: Газовая ул., д.10, оф.4, тел./ факс 346-90-06
Описание направленностей дополнительного образования детей.
Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"
Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции
Культурологическая - направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное
Научно-техническая - направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности - человек-машина)
Социально-педагогическая - направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек - общество, человек - человек), формирование педагогических навыков
Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек-машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования
Туристско-краеведческая - направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа
Физкультурно-спортивная - направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья
Художественно-эстетическая - направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира
Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности - человек-природа)
Профилактика негативных явлений среди молодёжи
ПЯМЯТКИ: | ||
Насвай | ||
Сниффинг | ||
Вейпы и электронные сигареты | ||
Лекарства | ||
Буллинг | ||
Протестная акция |
Памятка Вандализм. Пресс-релиз Вандализм
Новый информационный ресурс антинаркотического содержания «Ответственное поведение – ресурс здоровья» на сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации.
Ссылка на ресурс: https://fcprc.ru/responsiblhttpe-behavior.
Подробнее о ресурсе: "Ответственное поведение - ресурс здоровья" |
573-79-96 -«телефон доверия» ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России
www.friendlyrunet.ru - Фонд «Дружественный Рунет»
www.microsoft.com/ru-ru/education/default.aspx - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет
www.nedopusti.ru - «Не допусти». Противодействие цифровым угрозам, современному рабству и опасностям для детей
www.newseducation.ru - сайт для школьников и их родителей "Большая перемена"
www.mirbibigona.ru - "Страна друзей"
www.smeshariki.ru - "Смешарики"
https://solnet.ee - "Солнышко"
https://murzilka.org - Ежемесячный журнал для детей 6-12 лет "Мурзилка"
http://www.rba.ru – Российская библиотечная ассоциация
http://rusla.ru/rsba/ – Информационный портал школьных библиотек россии
http://bibliogid.ru/ – Библиогид
http://www.e-kniga.ru/ – Электронная библиотека художественной литературы
https://aldebaran.ru/ – библиотека Альдебаран
https://www.prlib.ru/ – Президентская библиотека Б.Ельцина
Как обеспечить информационную безопасность ребенка - Открыть
Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 7-8 лет - Открыть лист 1, Открыть лист 2
Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 9-12 лет - Открыть лист 1, Открыть лист 2
Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 13-17 лет - Открыть лист 1, Открыть лист 2