Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

Официальные документы:

Письмо министерство просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" - Открыть

Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования - Открыть

Письмо министерства просвещения РФ от 15.09.2021 №А3 - 581/03 "Об организации работы по повышению качества образования в субъектахРоссийской Федерации" - Открыть

Письмо комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" - Открыть

Письмо министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" - Открыть

Письмо федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №01-218/08-01 от 01.10.2021 "Об обеспечении использования электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности" - Открыть

Письмо КО от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики - Открыть

Распоряжение комитета по образованию №2598-р от 15.09.2021 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2021/20211 уч.гг." - Открыть

Распоряжение комитета по образованию №3197-р от 01.12.2021 "О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 №2598-р" - Открыть

Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга №247-р от 24.01.2022 "О внесении измнений в распоряжение Невского района Санкт-Петебруга от 24.09.2021 №4673-р" - Открыть

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся - Открыть

 

Ссылки на информационно-методические материалы:

Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru

Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/

Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru

Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

Семинар для руководителей ОО по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использованию заданий в формате PISA. - https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA