Конкурс инновационных образовательных продуктов
Конкурс инновационных образовательных продуктов «Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга»
Номинация: Инновации в области обучения
- Наименование инновационного образовательного продукта, представляемого на Конкурс:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: естественнонаучная грамотность» для обучающихся 5 класса.
Автор: Скрутелева Ирина Анатольевна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ№ 512 Невского района.
- Общее описание инновационного образовательного продукта.
Среди планируемых образовательных результатов в обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО есть требование к сформированности функциональной грамотности, более того, функциональная грамотность является приоритетным планируемым результатом обучения в условиях реализации требований ФГОС.
В обновленном ФГОС ООО функциональная грамотность как планируемый результат образования обозначена в подразделе 1.3. Целевого раздела ООП - Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы: Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме и в терминах, обозначающих компетенции функциональной грамотности обучающихся.
В новых образовательных стандартах понятие функциональная грамотность появляется в также в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, образовательным учреждениям необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 35.2 ФГОС-2021 ООО).
Еще термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно-деятельностного подхода (п. 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО).
Функциональная грамотность - способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.
Широкие возможности для формирования и оценивания функциональной грамотности предоставляются внеурочной деятельностью.
Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми.
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Рабочая программа внеурочной деятельности является компонентом необходимых условий для формирования функциональной грамотности, а значит, и выполнения требований стандарта в полном объёме.
- Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации
Представленный продукт, а именно, рабочая программа относится к номинации «Инновации в области обучения», так как Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины.
- Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного образовательного продукта.
Безусловным плюсом данного продукта – Рабочей программы- является отсутствие жёстких и специальных требований к ресурсам применения. Применять данную программу можно как в очень технически оснащенной школе, так и в не очень оснащенной.
Ресурсы: оборудованный в соответствии с требованиями ФГОС биологии/химии; высокоскоростной интернет, ПК, мультимедийное оборудование. Возможно применение медиа оборудование для создания медиа продуктов по результатам экологических акций.
- Технология внедрения инновационного образовательного продукта:
Что? Рабочая программа курса внеурочной деятельности, разработанная в полном соответствии с требованием к рабочим программам по ФГОС, с разработанным дидактическим комплектом для проведения занятий по всем темам и занятиям курса.
Для чего и зачем? Рабочая программа является частью основной образовательной программы ООО образовательного учреждения. Рабочая программа определяет содержание преподавания и изучения курса по формированию функциональной грамотности и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования.
Для кого? Продукт предназначен для педагогов как готовый УМК курса внеурочной деятельности.
Как? Рабочая программа может использоваться для организации образовательного процесса в неизменном виде, но, предоставляет возможности для творческого, креативного подхода педагога, например, в планировании экологических акций, их тематики, формы, содержания.
- Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга, национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации.
Содержание, формы проведения занятий, планируемые результаты курса позволяют отнести её к таким актуальным направлениям деятельности как:
- Обеспечение в полном объёме требований ФГОС к содержанию, формам, условиями результатам образовательной деятельности;
- Повышение качества образования;
- Реализация Программы воспитания так как направлена на формирование ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
- Реализация профориентационной работы –«Профминимум».
- Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления.
Рисков нет.
- Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта, включая аналоговый анализ, содержащий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому продукту (например, по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию и т.п.), сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом, выводы (с указанием отличий продукта от аналогов).
В связи с актуальностью вопроса формирования функциональной грамотности появляется достаточно большое количество методических разработок.
При написании Рабочей программы анализировались следующие материалы/аналогичные продукты:
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Муниципальное образование Советский район МБОУ СОШ № 2 г. Советский).
Содержание данного курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). Рассчитана программа на уровень ООО, то есть на 5-9 классы. В рамках каждого направления занятия планируются в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам. Это достоинство программы, однако, может и создавать препятствия в реализации, так как предполагает участие в реализации нескольких педагогов в течении одного учебного года. А это трудности с тарификацией педагогов и риск при возможной смене педагогов в ОУ.
В представленной на конкурс Рабочей программе эти риски отсутствуют.
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (Институт стратегии развития образования). Программа с другим названием, но полностью соответствует вышеназванной, с теми же достоинствами и возможными рисками реализации.
В сети Интернет рассмотрены еще несколько программ, однако, они не отвечали требованиям ФГОС, не предусматривали формы организации, отличные от урочных, содержали фактические ошибки.
Уникальность представленного на конкурс продукта в том, что является авторской программой.
В проанализированных аналогичных продуктах нет обоснования отбора содержания, методов и форм организации данного курса внеурочной деятельности с разных позиций:
- Определение сути естественнонаучной грамотности и её главной цели: формирование способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями:
- Критерии естественнонаучной грамотности, а именно – научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
- Аналитический отчёт по результатам оценочных процедур за 2022/2023 учебный год по функциональной грамотности.
Еще одним достоинством курса является то, что при отборе содержания курса, форм и методов работы учитываются этапы формирования естественнонаучной функциональной грамотности.
В целях реализации дифференцированного и индивидуального подходов учитываются уровни естественнонаучной грамотности.
А также, контексты используемых при реализации курса задач: здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий.
В задачах используются ситуации трех уровней:
- личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями),
- местном/национальном
- глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
- Презентация инновационного образовательного продукта - Открыть
- Инновационный продукт: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: естественнонаучная грамотность» для обучающихся 5 класса - Открыть